Агония

18+
Фильм Агония.

Агония
18+
О фильме
Слоган
Жизнь и смерть Распутина
Год
1981
Страна
СССР
Премьера
21 июля 1981
Режиссёр
Элем Климов
Длительность:
152 мин. / 02:32
Язык оригинала:
Русский
Студия производства:
Mosfilm
Оценка зрителей
Кинорама
-
Еще никто не проголосовал
Ваша оценка
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Описание

1916 год. Россия в критическом положении, на престоле безвольный Николай II. Придворные предчувствовали крах самодержавия. «И вот во дворец вошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами»: - так писал Алексей Толстой о «святом старце» Распутине, который приобрел неограниченную власть над царем, а впоследствии стал жертвой придворного заговора.

Актёры в ролях

Факты о фильме24
Стремясь к большей документальности, режиссер вставляет в фильм обширное количество черно-белой кинохроники.
Фильм получил разрешительное удостоверение от 27 мая 1975 года. Но окончательная редакция была сделана в 1981 году. После показа на кинофестивале в Венеции в 1982 году фильм предлагался на продажу в западные страны. Однако в советский прокат вышел только в 1985 году.
На роль Николая Второго пробовались Кирилл Лавров, Юрий Пузырёв, Николай Засухин, Иннокентий Смоктуновский. Кандидатуру Лаврова забраковали чиновники из Госкино, обосновывая тем, что не может один артист играть и Ленина, и царя.
На роль Анны Вырубовой пробовались Наталья Гундарева, Элеонора Шашкова, Евгения Уралова.
На роль Александры Фёдоровны пробовалась Антонина Шуранова.
На роль Терехова пробовался Георгий Бурков.
На роль Дмитрия Павловича пробовался Александр Кайдановский.
На роль баронессы пробовалась Валерия Заклунная.
На роль Алексея Николаевича Хвостова пробовался Александр Калягин.
На роль жандармского полковника пробовался Борис Химичев.
Фильм начал сниматься в 1966 году — к 50-летию Октябрьской революции — режиссёром А. Эфросом по пьесе А. Н. Толстого «Заговор императрицы». Однако затем И. Пырьев, руководитель объединения «Луч» (Мосфильм), передал фильм на доделку Э. Климову. Климов решил отказаться от экранизации пьесы Толстого, посчитав её «картонной вещью», и попросил написать новый сценарий А. Володина. Володин отказался, и тогда Климов обратился с тем же предложением к И. Нусинову и С. Лунгину (авторам сценария одного из его предыдущих фильмов — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»).
В третий раз фильм начал сниматься в 1973 году по разрешению нового начальника Госкино Ф. Ермаша. Во время съемок фильм удлинился и стал двухсерийным. Съёмки закончились в 1974 году, а в чистовой редакции фильм был готов в 1975 году. Однако к прокату фильм допущен не был и в 1978 году был возвращён Климову на доработку.
Распутин в исполнении Петренко — пышущий здоровьем «великан», вселяющий трепет в окружающих одним своим огромным видом. В действительности, по воспоминаниям современников, Распутин был «росту ниже среднего», скорее тщедушного телосложения, с измождённым лицом и не обладал большой физической силой. Обратное можно сказать об Алисе Фрейндлих в роли Вырубовой: фотографии свидетельствуют о её плотном сложении.
В фильме показывается, как знаменитая минеральная вода «Кувака» черпается из какой-то сомнительной ямы человеком в противогазе. Будучи налитой в стеклянный стакан, вода показывается явно мутной и имеющей отталкивающий запах. Однако в 1915 году горный инженер А. И. Дрейер описывал эту воду в самых восторженных фразах: «Вода Кувака „Гремучий родник“ не только превосходна в физическом отношении, но безупречна в химическом, санитарном и во всех других отношениях, являясь водой кристаллически прозрачной, абсолютно бесцветной, без малейшего запаха, с приятным освежающим вкусом, лишённой каких-либо бактерий и с минимальным, для лучших питьевых вод, минеральным составом». В фильме также показывается, что вода добывалась где-то в пригороде Петрограда, хотя на самом деле — в пензенском имении В. Н. Воейкова.
Николай II в 1916 г. почему-то не носит на кителе орден Св.Георгия 4-й степени, полученный им в 1915-м. В реальности эта награда носилась на форме всегда и при всех обстоятельствах, а император к тому же очень гордился ею.
В начале фильма закадровый голос называет Российскую империю «крупнейшей монархией мира». Это не совсем точно, так как в 1916 году (время действия фильма) Британская империя превосходила Россию и по площади, и по населению.
В фильме утверждается, что потери России в русско-японской войне составили «более 400 тысяч человек». На самом деле суммарные потери России были несколько более 250 тысяч человек (из них убитыми и умершими — около 80 тысяч).
В фильме не соответствует действительности титр, сообщающий, что в течение 1914-15 годов Россия потеряла на фронтах Первой мировой войны более 3 миллионов человек убитыми и ранеными. В действительности же потери России составили 3 850 000 убитыми и ранеными (плюс 1 070 000 умерших и погибших мирных жителей) — но за весь период войны, т.е. с августа 1914 по март 1918 гг.
Эпизод, когда церковники заманили Распутина для «покаяния», а затем избили, имел место за пять лет до времени действия фильма — в 1911 году.
В конце фильма показывается могильная яма, залитая мутной водой. Когда гроб с Распутиным опускают в эту могилу, то раздаётся громкий всплеск. На самом деле Распутина хоронили посреди морозной зимы — в конце декабря (начале января по новому стилю) — и, судя по дневниковой записи Николая II, тем днём стоял мороз 12 градусов. Ночью же и утром (время похорон) мороз, как правило, ещё крепче, чем днём. В такой мороз в могиле не могло оказаться воды, да ещё в таких количествах.
В сцене похорон Распутина явно виден цесаревич Алексей со своим «дядькой». Однако, по воспоминаниям очевидцев, наследника престола на похоронах не было.
На мундире военного министра А.А.Поливанова, присутствующего на докладе в Ставке, два ордена — Св.Станислава 3-й степени и Св.Анны 3-й степени, другого генерала — один орден Св.Анны 3-й степени. Однако такие награды в русской армии имели поручики и штабс-капитаны. Согласно правилам, низшие степени ордена не надевались при наличии старших, а они у генералов должны были быть по определению.
На протяжении всего фильма Анна Вырубова расхаживает размашистой величавой походкой, а один раз даже возит в кресле-каталке императрицу. На самом деле, в 1916 году Вырубову саму возили на кресле-каталке, а самостоятельно она могла передвигаться лишь на костылях, так как за год до этого, в 1915 году, попала в крупную железнодорожную аварию, где получила увечья такой тяжести, что все ожидали её скорой смерти. Она выжила, но до конца жизни проходила на костылях и с палочкой.

Последние новости

Умопомрачительный сериал-антология возвращается в следующем году. Обладатель шести премий «Эмми» в числе многих других наград, «Черное зеркало» покорило мир с момента своего скромного...

Проект уже находится в разработке. В преддверии ожидаемой премьеры этого года — шоу о стиле жизни Меган Маркл на Netflix — ее неутомимый биограф Омид Скоби создает еще один проект,...

Последние обзоры

Продолжение «Игры в кальмара», новое ответвление от «Звездных войн», шпионский триллер с Кирой Найтли в главной роли, экранизация «Ста лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса, приквел...