Люди стояли под искусственным дождем по семь часов со своими внуками… Режиссер в какой-то момент просто начал ругаться и выгонять, потому что понимал – это опасно для здоровья. Надо или менять одежду, но на это нет времени, или менять людей. 500 человек, достаточно много надо было снять. Но не уходили с площадки ни дети, ни взрослые. И это было самым высшим показателем акта самопожертвования людей. И очень часто режиссера старики останавливали и просили: «Не выгоняй».
Хайтарма — это название национального танца, который символизирует возвращение.
Поначалу создатели фильма рассчитывали получить финансирование в Турции, однако турецкие представители, ознакомившись со сценарием, отказали. Тогда в 2012 году на помощь творческой группе пришёл российский бизнесмен Ленур Ислямов. По словам
Ахтема Сейтаблаева, у
Ленура Ислямова была мечта снять фильм о депортации.
Ленур Ислямов обеспечил массовку, оружие, поезда, автомобили и самолёты тех времен, вложив около 1,5 миллионов долларов. Большие декорации времён войны были построены в Бахчисарае. Самыми дорогими оказались компьютерная графика и техническое оснащение съёмок. Команда «Дозоров»
Тимура Бекмамбетова работала над батальными сценами.
Съёмки фильма велись в 2012 году в Алупке и Судаке. На въезде в Бахчисарай снимались сцены на аэродроме, где для съёмок батальных сцен также был размещён самолёт из фанеры, позднее переданный в музей Амет-Хана Султана в Алупке. Ночная сцена погрузки в вагоны снималась на 9-м вспомогательном пути Бахчисарайского железнодорожного вокзала, где неподалеку на станции «Сюрень» происходили реальные события мая 1944 года. В массовых сценах выселения крымских татар принимали участие более трёх тысяч человек со всего Крыма, около 700 из которых лично пережили эту трагедию. В частности, актёр крымскотатарского театра
Расим Юнусов сыграл в фильме практически своего деда — старика-водоноса, а в сцене депортации один из стариков в суматохе тащит на плече швейную машинку — ту самую, которую успела в последний момент схватить его мать в 1944 году и которая в Узбекистане спасла от голода их семью.
Фильм «Хайтарма» стал первой художественной лентой, освещающей историю крымскотатарского народа.
На премьеру были приглашены из Москвы военные лётчики и боевые товарищи дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана как почётные гости.
Премьерный показ художественной ленты «Хайтарма» сразу же начался со скандала: в симферопольский кинотеатр «Космос» охрана не пропустила представителей татарской общественной организации «Милли Фирка», оппозиционной меджлису. Затем оказалось, что на просмотр фильма не пришли некоторые гости из Москвы, которые изменили своё решение после беседы в генконсульстве РФ в Симферополе, где им настоятельно не рекомендовали этого делать. Генеральный консул Владимир Андреев, который сам не смотрел фильм, заявил, что в фильме события представлены однобоко и совсем не освещаются причины решения советского руководства о депортации. Это заявление спровоцировало резкую критику со стороны ряда СМИ, меджлиса и политических деятелей Украины. Критику в адрес генерального консула Владимира Андреева также поддержал и российский МИД, где признали, что использованные дипломатом формулировки были «некорректными» и что выступал он «без должного учёта чувствительного вопроса». 24 мая, не дожидаясь своего отзыва, он сам ушёл в отставку, не согласившись с позицией руководства. Режиссёр фильма
Ахтем Сейтаблаев с сожалением отметил, что Владимир Андреев «осудил фильм, не зная предмета разговора», но с другой стороны, «благодарен за тот неимоверный пиар, который он сделал нашей картине».
Было несколько трагикомичных моментов при съемках эпизода на площади в Алупке, где НКВДшник говорит о том, что крымские татары – предатели. Когда сняли первый дубль, к режиссеру подошла одна из женщин и говорит: «Почему мы слушаем его, он же сволочь?». Он спросил: «А что вы хотите с ним сделать?». Она: «Что, наши деды так стояли и слушали?». Режиссер не знал, как точно было, но, судя по тому, что он лично читал из воспоминаний очевидцев – да. И тогда режиссер попросил
Дмитрия Суржикова (исполнителя роли сотрудника НКВД) перед тем, как он начнет зачитывать, стрельнуть в сторону толпы, не предупредив. Естественно, патроны холостые. Когда сказали «мотор», офицер выстрелил… наступила гробовая тишина. Режиссер остановил съемку, подошел к этой группе людей и задал им вопрос: «А почему стоим? Почему не идем на баррикады?». Самый старший из них сказал: «Мы все поняли». А тогда стреляли не в воздух. Тогда стреляли в людей.
Во время съёмок романтической сцены, когда главный герой должен был сделать предложение своей любимой, сидя на коне, животное сбросило с себя
Ахтема Сейтаблаева, в результате чего он получил тяжёлую травму ключицы, свою 11-ю по счёту съемочную травму. Из-за этого происшествия пришлось сильно сократить сюжетную линию любви Амет-Хана и Фериде.