1815 год. Композитор Джоаккино Россини приезжает в Неаполь, дабы начать свою деятельность по контракту с импресарио Барбайя. Здесь он ставит своего знаменитого «Севильского цирюльника», который, после сомнительного успеха на первом представлении, вскоре завладел вниманием публики и с тех пор до нашего времени пользуется повсеместным и неизменным успехом.
Знакомство с певицей Кольбран, которая впоследствии стала его женой, имеет большое влияние на направление деятельности Россини. Имея в виду драматический талант супруги — певицы, Россини перешел исключительно на оперы драматические, почти закончив свое служение опере-буфф. Неиссякаемая творческая деятельность Россини продолжалась с 1808 до 1829 г., когда композитор, поставив в Париже «Вильгельма Телля», покончил с карьерой оперного композитора, имея только 37 лет от роду.
На прекращение оперной деятельности повлияло и то обстоятельство, что июльская революция 1830 года лишила его положения директора придворной музыки и генерального инспектора пения во Франции, которым он пользовался при Карле X. Получая жалованье в 20 тысяч франков, Россини считал себя нравственно обязанным писать для королевской оперы. Охлаждение театральной администрации и отчасти публики — с одной стороны, отсутствие принуждения к писанию оперы — с другой, дали волю ленивой южной натуре Россини, в продолжение 21 года не знавшего покоя: он замолк и только изредка писал для своего удовольствия и для своих друзей.
Так появились «Stabat Mater» в 1841 г., «Tantum ergo» в 1847 г. и несколько мелких вещей. В 1867 году Джоаккино Россини написал для всемирной парижской выставки кантату: «Le chant du Titan». Умер 13 ноября 1868 года в Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезен во Флоренцию). Всего Россини написал более 50 крупных произведений, светских и духовных.