Фильм по всем признакам уникальный – первый независимый 100%-но коммерческий проект, снятый на украинском языке для широкой зрительской аудитории, построенный на сугубо украинских реалиях.
История проекта началась с того, что Алексей Хорошко, продюсер и оператор-постановщик музыкальных клипов, мечтал снять фильм. Поиск готового сценария или художественного произведения, на основе которого можно делать фильм, ни к чему не привел. Тогда Алексей придумал оригинальный сюжет и стал искать единомышленников. На съемках одного из видеоклипов будущий продюсер познакомился с Любомиром Кобыльчуком, который, к тому времени, уже успел пройти обучение в одной из немецких киношкол и поработать режиссером видеоклипов в Украине. Оказалось, что их вкусы в коммерческом кинематографе совпадают и их любимыми жанрами являются триллер и фильм ужасов. Вскоре они стали писать сценарий и готовится к съемкам «Штольни».
Поскольку молодыми украинскими «звёздами» отечественный кинематограф пока ещё не может похвастаться, проводился большой кастинг юных актеров. В поисках талантов продюсер и режиссёр посетили множество театральных кружков и актёрских студий, а сам кастинг происходил в несколько туров и его посетило более 1000 претендентов в течении 8 дней. Из всех актёров, были выбраны именно те, которые, по мнению создателей, олицетворяют типажи современных студентов.
С актёрами Любомир Кобыльчук провёл двухнедельный цикл репетиций в Мариинском парке, среди людей, чтобы будущие исполнители главных ролей избавились от комплексов и были искренними как перед гуляющими в парке, так и перед камерой.
В селе Белогородка под Киевом Любомир и Алексей нашли заброшенный военный дот. Он был построен еще в 1939 году и относился к оборонному комплексу Киева. В отличие от других довоенных дотов, которые были впоследствии взорваны, этот чудом уцелел. Место съемки как нельзя подходило для постановки триллера – это огромный трёхъярусный лабиринт с овальными сводами, постоянный источник местных историй-страшилок. Именно там всю вторую половину лета, два месяца при температуре +6, проходии съёмки «Штольни».
Несколько эпизодов снимались в декорациях. Для них был построен самый настоящий подвал из камня, в который было залито около 12 тонн воды.
Автором саундтрека к фильму выступил солист группы «ВУЗВ» («Вхід у Змінному Взутті») Потап, который к этому времени уже имел достаточно успешный опыт в написании саундтреков (т/с «Один за всех», 2005). Потап написал песню «Штольня», которую «ВУЗВ» исполнили совместно с группами «New'z Cool» и «XS». На эту песню музыканты вместе с авторами фильма сняли клип, который сочетает в себе популярные R&B-биты с напряженным и серьёзным сюжетом «Штольни».
Одной из основных целей проекта было создание картины, которая отвечала бы современным стандартам технического качества изображения и звука. При этом продюсеры старались максимально использовать потенциал существующих украинских студий и не прибегать к услугам зарубежных специалистов. По сути, за пределами Украины были реализованы только те части процесса, которые невозможно было пройти в стране из-за отсутствия технической базы.
Фильм снимали на киноплёнку «Kodak». Обработка плёнки проводилась в Москве на студии «Саламандра». При производстве использовалась технология Digital Intermediate (DI). По этой технологии, отсканированное изображение с плёнки переносится в компьютер, там оно обрабатывается, дополняется графикой и спецэффектами, а затем конвертируется на плёнку 35 мм с помощью лазера. Лазерная печать интернегатива происходила на мощностях концерна «Мосфильм».
Компьютерная обработка видеоряда и спецэффекты производились на киевской студии «Постмодерн» в декабре 2005 — марте 2006.
Начальные титры были изготовлены студией «Гвардия-фильм» также в Киеве.
Звук сделан по технологии Dolby Digital 5.1. для того, чтобы отвечать формату современного кинотеатра. Именно этот формат позволяет ощутить объёмный звук, максимально приближенный к человеческому восприятию и способствующий глубокому эмоциональному контакту с фильмом. Особого внимания заслуживает тот факт, что звуковая дорожка фильма была записана и полностью сведена в Киеве, на студии «Постмодерн». На студии «Мосфильм» происходило только кодирование звука в Dolby Digital 5.1.