Первая кинокартина из цикла про Gillman’a (жаброчеловека) — существа, подобного ихтиандру.
Фильм входит в "Классическую серию фильмов ужасов студии "Universal".
Фильм разбирается
Стивеном Кингом в книге «Пляска смерти». Несмотря на несколько критическую оценку, картина включена им в список ста наиболее значимых фильмов в жанре ужасов и научной фантастики с 1950 по 1980 год, прилагающийся к книге.
В период с 1952 по 1959 года американские кинематографисты выпустили более пятидесяти фильмов в 3D-варианте, для просмотра которых нужны были специальные очки. Данная картина, по счету тридцать вторая в этой серии, благодаря помощи вектографа, изготовленного на фирме «Polaroid», стала первой, для просмотра которой нужна была всего лишь одна копия. До этого момента были необходимы две копии и два киноаппарата, работающих одновременно, что существенно повышало стоимость показа и не особенно устраняло неполадки демонстрирования фильма. Использование вектографа было слишком запоздалым, чтобы спасти 3D-вариант, который так никогда и не стал пользоваться успехом у публики.
В фильме появился один из редких послевоенных монстров, ставший хорошо известным, популярным и вызвавший волну подражаний. Новый монстр обогатил коллекцию монстров студии «Universal».
Рику Браунинг был олимпийским чемпионом по плаванию и мог оставаться под водой в течение 4-5 минут. С технической стороны подводные съёмки были очень сложны.
Клиффорд Стин соорудил 35-миллиметровую двойную камеру «Arriflex», которую поместил в непроницаемый ящик. Очаровательные подводные съёмки очень впечатляли. Каучуковый костюм существа стоил 15 тысяч долларов. Глаза существа в картине были частью костюма, поэтому игравший его актёр практически не мог видеть. Этот недостаток устранили во втором фильме.
Идея фильма всплыла в памяти
Уилльяма Олленда, который услышал её от знаменитого мексиканского оператора
Габриэля Фигероа, рассказывавшего о человекообразном существе, обитающем в Южной Америке. Она стала основой фильма.
Фигуру существа сделали по подобию фигурки «Оскара», вручаемой Американской киноакадемией.
Под водой
Рику Браунинг носил светлый костюм, а на поверхности актёр
Бен Чэпман носил более тёмный костюм существа.
В эпизоде, когда существо несёт
Джули Адамс к себе в пещеру,
Бен Чэпман ошибся входом и ударил актрису головой об стену так, что она потеряла сознание.
Интересно, что первоначально сценарий фильма был написан в фашистской Германии и одобрен самим Гитлером. В нем вместо существа был Голем, который выходил из болот и убивал мирных немцев.
Ингмар Бергман смотрел этот фильм на каждый свой день рождения.
Первоначальным названием фильма было просто «Чёрное озеро» (The Black Lagoon).
Небольшие поправки в сценарии сделал
Жан Ренуар. Уже в первоначальном сценарии предусмотрели возможность продолжения.
Фильм снимался в Вакула Спрингс во Флориде, который теперь является государственным парком. Парк до сих пор находится в первозданном виде и наполнен экзотическими птицами, животными, деревьями и растениями.
В прокате США картина собрала 1, 3 миллиона долларов.