Сюжет фильма основан на реальных событиях 1890-х годов, произошедших в Вайоминге.
Полная версия фильма имеет хронометраж 219 минут.
Перерыв в съёмках у
Джона Хёрта (1940-2017) в процессе работы над этой картиной был таким долгим, что он успел сняться у
Дэвида Линча в драме «
Человек-слон» (1980), а затем снова вернуться на съёмочную площадку фильма «Врата рая».
Фильм заслужил печальную известность жестоким обращением с животными в процессе съёмок (включая петушиные бои и обезглавливание кур). Лошадей так мучили, что, по крайней мере, четыре лошади пали. Поднялся такой скандал, что Гильдия киноактёров США и Альянс продюсеров кино и телевидения поручили Обществу защиты животных США установить постоянное наблюдение за обращением с животными во время съёмок.
Кто-то в компании United Artists обратил внимание на то, что аренда земли, на которой проходили съёмки, обходится весьма дорого. Проверка показала, что владельцем земли является автор сценария и режиссёр
Майкл Чимино (1939-2016).
На какое-то мгновение в кадре появляется
Уиллем Дефо (это был его дебют в игровом кино). По словам Дефо, в действительности роль была значительно крупнее, однако однажды на съёмочной площадке он в голос расхохотался над анекдотом, который ему рассказал кто-то из актёров массовки, и
Майкла Чимино это так разозлило, что после восьми месяцев съёмок он Дефо уволил, и даже не указал его имени в титрах.
Фильм стал катастрофой, как с точки зрения мнения зрителей, так и для режиссёра
Майкла Чимино. После многих фильмов, которые не снискали ему ни славы, ни успеха, Чимино наконец-то снял весьма успешную драму «
Охотник на оленей» (1978), которая с успехом прошла в прокате и завоевала 5 наград Американской киноакадемии. После этого кинокомпания United Artists сняла с Чимино все ограничения. Работа над «Вратами рая» практически сразу после начала съёмок вышла за рамки бюджета, в основном из-за того, что Чимино был перфекционистом. Ходили рассказы о том, как он неоднократно и безо всякой видимой причины буквально разносил съёмочные площадки и практически каждую неделю кого-то из съёмочной группы увольнял (или, наоборот, брал на работу). Многие из этих историй были, конечно, преувеличениями, но стоимость проекта взлетела до астрономической по тем временам суммы в $40 миллионов (эквивалент $120 миллионов в наше время). Когда Чимино представил получившееся кинокомпании, оказалось, что фильм идёт свыше 5 часов. После некоторых препирательств он согласился урезать фильм до менее 3 часов. Фильм оказался провальным как в прокате, так и в глазах кинокритиков, и, в общем-то, положил конец карьере Чимино как режиссёра. Он чуть не разорил United Artists, которая вскоре оказалась поглощена кинокомпанией MGM. В тот год у MGM вышел на экраны крайне успешный двенадцатый фильм «бондианы» «
Только для ваших глаз» (1981)
Джона Глена. Чимино не работал в течение 5 лет, и так уже до конца и не пришёл в себя после того оглушительного провала. Когда Кевин Рейнолдс снимал «
Водный мир» (1995), съёмки сталкивались с такими сложностями, а исполнителя роли главного героя Кевина Костнера так критиковали за работу в этом проекте, что фильм в конце концов прозвали «Кевин-гейтом».
Одним из самых вопиющих примеров того, как легко
Майкл Чимино обращался с выделенными на фильм деньгами, стало сооружение под полем боя системы орошения, чтобы трава выглядела ярко-зелёной перед тем, как покраснеть от пролитой крови в грядущем сражении.
Релиз фильма был назначен на декабрь 1979 года, а у
Майкла Чимино в контракте был пункт, защищавший его от ответственности за перерасход бюджетных средств.
Джефф Бриджес забрал себе бревенчатую хижину из фильма и теперь использует её в Монтане как место отдыха для собственной семьи.
Многие сцены фильма снимали во время т.н. волшебного часа (так называется короткий промежуток времени, продолжительностью порядка пяти минут, между заходом солнца и наступлением темноты, когда можно заснять уникальные голубоватые оттенки). Из-за краткости волшебного часа снимать можно было максимум три дубля, а затем характер освещения менялся.
Каждое утро в рамках подготовки к съёмкам актёрам и актрисам по настоянию режиссёра
Майкла Чимино приходилось заниматься верховой ездой, тренироваться в стрельбе, учиться управлять фургоном, танцевать, кататься на роликовых коньках и заниматься со специалистом по языку. Кроме того
Крис Кристофферсон учился владению хлыстом, а
Изабель Юппер, которая почти не знала английского, занималась английским.
В фильме есть сцена, в которой герой
Криса Кристофферсона просыпается с похмелья и щелкает кнутом перед группой людей, которые его и разбудили. Эта сцена занимает меньше секунды экранного времени, но сняли её за 52 дубля, и съёмки длились целый день.
Майкл Чимино был таким перфекционистом, что к пятому дню съёмок отставание от графика составляло уже четыре дня.
В какой-то момент в процессе съёмок
Майклу Чимино не понравилось расположение зданий на съёмочной площадке, хотя все декорации были сооружены в строгом соответствии с его собственными пожеланиями. Чимино распорядился сравнять с землёй здания по обе стороны улицы и выстроить их заново (что обошлось в $1,2 миллиона), невзирая на возражения членов съёмочной группы, которые утверждали, вполне резонно, что проще и дешевле будет снести здания по одну сторону улицы и соорудить их снова, но уже в отдалении.
Не провались фильм в прокате,
Майкл Чимино снял бы фильм Conquering Horse по одноимённому роману (1959) автора вестернов
Фредерика Манфреда (1912-1994). По сценарию, в фильме рассказывалась бы история индейцев сиу, и все его персонажи говорили бы на языке сиу (а на экране шли бы субтитры на английском). Этот фильм так и не был снят.
Майкл Чимино и оператор
Вилмош Жигмонд (1930-2016) использовали дым-машины и 18 миллионов кг т.н. «земли Фуллера» (это любой глинистый материал, способный обесцвечивать масло или другие жидкости без использования жёсткой химической обработки), для придания фильму «запылённой» атмосферы, типичной для фотографий 19-го века.